napoleon_6 (napoleon_6) wrote,
napoleon_6
napoleon_6

Categories:

Серия книг об Аркадии Ренько

Оригинал взят у voencomuezd в Серия книг об Аркадии Ренько


Серия книг об Аркадии Ренько за авторством американского автора Мартина Круза Смита - это самая длинная и самая неординарная серия детективов о России за рубежом. Началась она еще в 1977 году, когда Смит, плодовитый, хотя и не особо примечательный автор, решил написать книгу об экзотической тогда для американцев стране - России. Материал он собирал и упорно, посетил СССР, опрашивал эмигрантов. Итогом стал детективный роман "Парк Горького". Главным его героем стал советский следователь Аркадий Ренько - типичный "честный полицейский" и добропорядочный патриот. Пойдя наперекор устоявшимся штампам, Смит сделал главным злодеем американца.

Почти все книги об Аркадии Ренько строятся по одному шаблону. Холодная зимняя Moskva. Ренько прибывает на место преступления, на котором находится изуродованный и изрезанный труп. Какое страшное самоубийство! - глубокомысленно замечает начальство и начинает деловито затаптывать улики. Ренько нудит, что "все не так однозначно", на что прокурор с типичным русским именем типа Иван Зопин или Лев Жданов называет его дураком и увольняет, что не мешает Ренько оставаться на службе и тайно вести дело - поскольку других хобби у него просто нету. Это повод сделать из него по заветам нуара "человека на дне". По ходу действия Ренько разъезжает на раздолбанной тачке типа Жигуля с гнилой крышей, болтает с напарником и регулярно встречается со всякими колоритными персонажами типа бандитов, партийцев, балерин, евреев и т.д. А евреев в России, как оказывается, очень много. Как минимум один такой персонаж обязательно будет жёсткой целеустремленной женщиной, чьей твердости и фанатизму позавидует Че Гевара. Во время встреч Ренько болтает с ними о загадочной русской душе, а те отвечают ему, что никогда еще не видели такого приставучего и дотошного следователя. За время действия хотя бы раз упоминается Сталин, Ленин или Дзержинский. Следствие неизбежно приводит Аркадия во множество живописных и красивых мест типа люберецких подвалов, нью-йорских трущоб, кубинских пустырей, немецких борделей и т.д., в которых он натыкается на улики, трупы предыдущих персонажей и штампы из американских детективов. Благодаря всему этому Ренько и распутывает сложнейшую линию преступления, которая представляет собой волшебный клубочек, намотанный на всех встреченных персонажей. В промежутках между занятием следствием Ренько пьет водку, читает Мандельштама, ненавидит своего отца - советского генерала, садиста-милитариста, сосланного на Урал за геноцид бандеровцев - а в основном тупо пялится в пустоту, жестоко страдает от неприспособленности к жизни и занимается размышлениями о суициде, как и полагается "человеку на дне". Кроме отца, у него есть любимая женщина, умница-красавица, любовь всей жизни (в каждой книге новая), а в поздних романах - приемный сын Женя, который разговаривает с Ренько не чаще, чем со стенкой. В итоге больше всего о Ренько заботятся преступники, которые, чтобы он не очень скучал, каждые сорок страниц пытаются его убить. Однако Ренько всегда спасается благодаря чистой случайности, поэтому, за редким исключением, даже не получает особых царапин. В финале всегда оказывается, что обычное кровавое убийство обязательно связано с каким-то грандиозным преступлением типа контрабанды забытых произведений Малевича, политическим заговором или подрывом монополии пушного зверька, а самый главный злодей - это тот, кто вежливее всех говорил с Ренько. Ренько в жестокой схватке убивает преступника, никогда не доводя дело до суда, уничтожает улики, чтоб не подставлять случайных людей, и возвращается домой в зимнюю Москву меланхолировать дальше и пить водку. Начальство же, уволившее его, принимает следователя обратно на работу, чтобы уволить в следующей части.

Словом, серия переполнена штампами американского детектива и заметной клюквищей, что создает атмосферу альтернативной России. И тем не менее, в ней есть действительно хорошие книги, а есть плохие. Вкратце - о каждой.

1. Парк Горького (1977). Добротный и старательно написанный детектив своего времени. Клюква присутствует в заметных дозах, но все же по тем временам книга может считаться более или менее достоверным описанием жизни в СССР, что придает необходимую атмосферу нуаровой советской Москвы. На тот момент Ренько - еще не "человек на дне", а просто обычный старательный следователь. Психология персонажей изображена достаточно интересно, детективная линия выписана хорошо и до последнего держит внимание. Кроме расследований и поисков преступников будут традиционные погони и даже одна серьезная перестрелка. Надо только закрывать глаза на некоторые смешные мелочи - типа того, что ин Совьет Раша преступника можно вычислить по тому, что он покупает у частников свежую рыбу, которая, по искреннему убеждению Марина Круза Смита, в СССР просто не продавалась. Ну правильно, про магазины "Дары моря" или сеть "Океан" соотечественники Смиту (типа американского журналиста Хедрика Смита, "эксперта" по русским вопросам) не рассказывали, а про дефицит рассказывали много и охотно. Еще Мартин Смит верит, что убийство трех человек в упор можно замаскировать под жестокий бой и т.д. Но если закрыть глаза на эти мелочи детективного трэша - получим действительно интересную и неординарную книгу. Много ли еще произведений, где русский милиционер и американский коп на пару борются с коррупционерами в КГБ и американским кровавым бизнесом? 8/10.

2. Полярная звезда (1989). Действие на сей раз происходит на рыболовном траулере "Полярная звезда" посреди Тихого океана. На сей раз ушедший в добровольную ссылку Ренько работает простым рабочим в самом начале перестройки, однако найденный в море труп заставляет его вспомнить бывшую профессию. И клюквы, и фантастики тут по-прежнему очень много. Персонажи говорят партийным канцеляритом, траулер оказывается судном-шпионом, что с легкостью скрывается от всего экипажа, на образцовом судне работает бывший зек с татуировками от пуп до лба и т.д. Но основные достоинства сохранены - хорошо закрученная интрига, большая или меньшая достоверность происходящего, злые русские и злые американцы в одной лодке (хотя и на разных суднах), грамотно рассчитанное количество экшна и детективного расследования. А главное достоинство, конечно, это атмосфера корабля в большом плавании посреди океанских просторов, что захватывает местами куда больше детективного действия. 7/10.

3. Красная площадь (1991). Именно с этой книгой я познакомился в 90-е и считаю ее лучшей во всей серии. Самый излет перестройки. Вернувшийся в угророзыск Ренько расследует очередное убийство, которое приводит его в объединенную Германию. По ходу действия со всем оказывается связано КГБ и ГКЧП. Перестроечный нуар времен распада - это очень благодатная тема для творчества, увы, слабо отраженная в культуре. Данная книга - один из лучших ее представителей. Клюква по-прежнему присутствует, хотя и в заметно ослабленных дозах, что даже отечественные рецензии отметили. Фантастики же на сей раз почти нет, если не считать мелочи типа выдумывания рецептов взрывчатки. Типичные для Смита глупые моменты типа кровавого бессмысленного убийства злодеем какой-нибудь проходной жертвы или японского мотоцикла, без тени сомнения оставляемого преступником посреди Люберец - единичны. Детективная интрига написана по-прежнему хорошо и держит интерес. Но главное в книге - это совсем другое. Во-первых, автору удалось прыгнуть выше головы и уделить по-настоящему большое внимание главному герою произведения. На сей раз Ренько - настоящий герой нуара: "человек на дне", теряющий все, что у него есть, но отчаянно пытающийся сломить стену обстоятельств и в конце концов упорным трудом достигающий личного счастья и воссоединения со своей любовью. Он даже ходит по Москве с револьвером, да-да! Фамильным наганом, который оставил ему умерший отец. А кроме того, в книге отлично схвачен дух времени - краски перестройки, хотя и несколько сгущены (например, в московском зоомагазине натурально ЖРУТ животных от голода), но изображены в целом верно, наглядно показывая распад государства, в котором действует главный герой, а преувеличения создают определенную атмосферу фантастической апокалиптичности, укладывающейся в сюже. На контрасте показана благополучная Германия 90-х, чья атмосфера схвачена верно качественно. В конце фильма уголовный детектив оборачивается в политический и заканчивается первым днем ГКЧП, катарсисом или экстазом - как хотите - повествования. В итоге это не просто детектив, а почти хорошая детективная драма, которую действительно интересно читать, несмотря на все недочеты.

4. Гаванский залив (1999). Внезапно - действие происходит на Кубе. Ренько прибыл туда для опознания тела бывшего товарища и, конечно, втянулся в расследование. Книга, конечно, не настолько эпична, как "Красная площадь", но довольно хороша. Ренько все еще страдает от жизни, часто думает о суициде, по-прежнему забывается только в следствии - эта сторона изображена хорошо. За малым количеством русских клюква почти отсутствует. Насколько правильно изображена Куба, я не знаю, но по моим скудным познаниям - достаточно достоверно, на уровне Москвы "Парка Горького". А Куба играет в повествовании большую роль, так как атмосферу автор выписывает всегда очень тщательно. Присутствует хорошо разработанная параллельная линия с кубинской женщиной-полицейской - в кои-то веки автор решил сделать женщину при Ренько вторым героем. Линия вполне логично сочетается с любовной драмой Ренько. В общем, лучшие достоинства серии сохранены, хотя по уровню книга и пониже. Развязка, правда, разочаровала типичной клюквенной глупостью.[Spoiler (click to open)]По заветам американской пропаганды холодной войны, все дело оказалось в заговоре против Фиделя Кастро, в который было вовлечено чуть ли не все кубинское население, упоминаемое в книге, собиравшееся взорвать руководителя страны прямо на параде, но хитрый команданте держал все под контролем с самого начала и потому всех перехитрил. О-о-о-очень достоверная история.7/10.

5. Волки едят собак (или Волки сильнее собак) (2004). Книга еще слабее, чем предыдущая, хотя ненамного. На сей раз Ренько расследует странную смерть московского бизнесмена, которая приводит его... в Припять! Клюква присутствует, но не очень серьезная, в основном заключающаяся в неумеренном потреблении водки всеми персонажами и большей "украинскости" Припяти (в частности, все персонажи в ней носят украинские имена - например, "Ева Казка"). Зато фантастики тут просто завались. Тут вам и убийства радиоактивными материалами, и бегающие по пустынной Припяти хоккеисты на роликах, и слив радиоактивных материалов в Москву-реку. Детективная интрига на сей раз выписана менее интересно, так как заключается в постоянных разговорах и поездках без всякого видимого результата (что, по мнению автора, "кагбэ задумано"). Сделаны странные допущения - зачем-то введен напарник Ренько Виктор Орлов, не вызывающий никакого интереса и нужный только для помощи Ренько в Москве, также некий Женя Лысенко, абсолютно бесполезный для сюжета - и видимо, показывающий "драму" Ренько. Драма здесь слабовата и скучновата. Опять есть любовная линия, написана добротно, но после Кубы впечатляет меньше. Главное достоинство книги - отлично переданная атмосфера Припяти, да и вообще радиоактивной Зоны. Изображено хорошо и в полный рост - всем фанатам Сталкера и иже с ними рекомендую! 6/10

6. Призрак Сталина (2007). Книга не переведена, так что читал я вариант в сети на оригинале, пользуясь гуглом-транслейтом. Но и этого хватило, чтобы понять: откровенно слабая книга, написанная ради бабла - других объяснений я не вижу. Посудите сами, завязка уже бредова: Ренько вынужден расследовать "появление" в московском метро на станции Сокольники призрака Сталина, которое неумеренный патриоты пытаются использовать для саморекламы. По идее, это мог бы быть интересный эксперимент для отражения духовных исканий и мировоззренческого кризиса постсоветской России. Вот только изображено это просто глупо. Генпрокурор пугается кучки патриотов и призрака Сталина и лично приказывает Ренько заниматься расследованием. На детектива покушаются в кабинете, где за стенкой два десятка человек. В Москве убивают, сталкивая под снегоочистители. Проходят абсолютно бессмысленные сцены типа посещения горкома коммунистической партии - только для того, чтобы выпить и закусить. Смит всегда имел самые извращенные представления о сталинизме, типичные для американской публики, поэтому сталинское руководство в его пересказе смахивает на дом престарелых, которые жрут, поют, занимаются художественной самодеятельностью, а Сталин - их художественный руководитель, который заставляет их постоянно петь "Сулико" и визжать как герой фильма "Тарзан"? Потом линия умирает и уходит в никуда, а вместо нее мы сосредотачиваемся на разоблачениях преступлений отряда ОМОНа в Чечне, для чего едем в Тверь и там оказывается, что Сталин половину арестованных поляков расстрелял именно под Тверью! Не знали? Что это все? Зачем это все? Кому это надо? Нет ответа. Итог - интрига вялая, атмосфера (какая угодно, кроме атмосферы идиотизма) упущена, герои малоинтересны, клюква отвлекает и раздражает, очередная любовная линия не впечатляет, драма Жени Лысенко абсолютно идиотская и даже клиническая смерть Ренько ничего кроме скептицизма не вызывае. Имеем проходной клюкводетектив, который явно ворует идеи у коллеги - романа Роберта Харриса "Архангел" о поисках американским журналистом сына Сталина, который хочет устроить в постсоветской России переворот. Та еще клюквотень. 5/10.

7. Три вокзала (2010). "Тех же щей, да пожиже влей". Тот же пример клюкводетектива с плохо понятыми реалиями современной России, фантастическими (читай - тупыми) ситуациями, маловнятной интригой и непонятным расследованием. Я даже не понял, как разоблачили преступника и зачем он все это делал. Клюквища теперь добавлена без меры и просто лезет в глаза: например, упоминается, как в Москве дальнобойщики выронили из машины груз - бивни мамонта, что не имеет ни малейшей роли. Или священник, хрен знает зачем присутствующий на очередном увольнении Ренько из милиции. А еще в Москве живет группка малолетних беспризорников - Петра, Милка, Лиза, Лева, Эмма и Клим. Вместе с девочкой Изей и ее овчаркой с типичной русской кличкой "Тито" они устраивают дебоши в супермаркетах и тягают под шумок все, что можно. Прям Кустурицей пахнуло. Кроме Ренько тут еще есть малолетняя проститутка с потерянным ребенком, чья линия занимает половину книги, и лучше бы ее не было вообще, ибо таких глупых сюжетов еще поискать. В общем, слабая, очень слабая книга с невнятным сюжетом, закостеневшим главным героем, невнятной интригой, отсутствием атмосферы, горой клюквы и искусственно всунутой драмой и экшном. Читать не надо. 4/10.

Есть еще, правда, книга "Татьяна" - расследование Ренько смерти журналистки, списанной с Политковской, но это я если и буду читать, то только в переводе, которого в сети нет и не предвидится.

Вывод? Если вы любите детективы и хотите узнать, как ОНИ смотрели на НАС - читайте первые три книги, если понравится, можете почитать и следующие две, а дальше со спокойной совестью отложите серию в сторону.

Tags: Интересное и занимательное, Книги
Subscribe
promo napoleon_6 november 3, 2017 16:19 10
Buy for 10 tokens
«Дверь в Лето» — это прекрасная книга, полная самых светлых и добрых чувств. В центре сюжета Дэн Дэвис — талантливый инженер, настоящий изобретатель. Носитель идей прогресса. Он оказывается бессилен перед лицом предательства: обманом заполучив его компанию и его изобретения, когда-то любимая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments